Педагог - психолог
Лопатина Валентина Алексеевна
Образование: высшее профессиональное образование, окончила Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева по специальности «Педагогика и Психология» с присвоением квалификации Педагог-психолог, 2013 год.
Сведения о повышении квалификации:
-2015г., ГБОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» по образовательной программе «Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации» ( 72 часа).
-2019г., ООО «Инфоурок» по образовательной программе «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» (72 часа);
Общий трудовой стаж: 6 лет 8 месяцев.
Стаж по специальности:2 года 5 месяцев.
Стаж педагогической деятельности: 2 года 5 месяцев.
Кто же такой психолог в детском саду?
Иногда родители полагают, что слово «психолог» образуется от слова «псих». Из чего далее делают совершенно неверный вывод о том, что если с их ребенком в саду работает психолог, то их сын или дочь психически ненормальные. Это не так! Педагог - психолог в детском саду работает с нормальными детьми и их индивидуальными особенностями, а не отклонениями. Обратите внимание на сочетание слов: педагог-психолог. В первую очередь педагог. Это сообщает мамам и папам о том, что данный специалист не врач.
Цель работы педагога - психолога - сделать жизнь ребенка в условиях ДОУ удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития. Психолог выявляет скрытые причины некоторых детских неудач, поступков, нарушение развития психических процессов, эмоциональной сферы и особенностей поведения. Для того чтобы вместе с родителями и другими специалистами ДОУ помочь ребенку справиться с ними еще до школы.
Для решения поставленных задач, педагог-психолог планирует свою работу по нескольким направлениям:
1. Психологическое просвещение – повышение психологической культуры педагогов, родителей.
2. Психологическая профилактика. Здесь на помощь приходит сенсорная комната. Сюда приводим детей разных групп расслабиться, послушать успокаивающую музыку, поиграть в коммуникативные игры. Педагоги приходят сюда сами. Отдохнуть, а иногда и поделиться проблемами, Ведь проговоренная проблема становится меньше .
3. Психологическая диагностика – изучение индивидуальных особенностей, способностей воспитанников для обеспечения наиболее полного личностного развития.
4. Развивающая и коррекционная работа – активное взаимодействие педагога-психолога с детьми, педагогами, родителями, обеспечивающее развитие и становление личности ребёнка, а также реализацию комплекса индивидуально ориентированных мероприятий по развитию и коррекции познавательной, эмоциональной и поведенческой сфер ребёнка.
5. Психологическое консультирование – оказание конкретной психологической помощи и поддержки обратившимся взрослым и детям в осознании, анализе и своевременном разрешении насущных психологических проблем.
Работа с детьми включает в себя:
• сопровождение процесса адаптации ребенка к детскому саду. Находясь в группе, психолог выделяет детей со сложной адаптацией, всячески поддерживает их, проводит развивающие и психопрофилактические занятия с группой детей.
• индивидуальная и групповая диагностическая работа с детьми с целью определения их готовности к школе: развитие самоконтроля, произвольности; развитие эмоциональной сферы;
• развитие, коррекция учебных мотивов; гармонизация самооценки, снижение уровня тревожности; развитие коммуникативных навыков; совершенствование школьно-значимых функций: памяти, внимания, мышления и др.;
• наблюдение за характером взаимоотношений детей в группе детского сада, определение особенностей развития детей. Выделение детей имеющих трудности: в общении (агрессивные, робкие, застенчивые); в поведении (упрямые, капризные, конфликтные, непослушные); в обучении (дети не усваивающие учебного содержания, соответствующего возрастным возможностям); в эмоциональном развитии (дети с постоянно пониженным фоном настроения, тревожные, возбудимые и т. д.);
Занятия с детьми проходят в игровой форме, индивидуально, в подгруппах и в группах.
Индивидуальные или подгрупповые занятия, проводимые психологом с детьми, имеют как коррекционную, так и развивающую направленность. В работе используются сказки, подвижные игры, психогимнастические этюды, элементы арт-терапии (творческая деятельность). Дети обычно с большой охотой посещают такие занятия. В целом, на таких занятиях закладывается основа дальнейшего обучения, необходимая как для успешного усвоения знаний, так и для саморазвития в будущем.
Результаты работы психолога не всегда проявляются быстро и бывают не такими наглядными, как при обучении детей счету, чтению. Однако, не вдруг, а постепенно начинают проявляться положительные результаты: исчезают нежелательные формы поведения, появляется способность выполнять такие виды деятельности, которые раньше были им недоступны.
Как известно, лучше не дожидаться проблемы, а сделать все, чтобы ее избежать.
Для Вас, родители, серия статей:
"Детские капризы и сказки к ним"