Дети с общим недоразвитием речи имеют очень ограниченный словарный запас, у них нарушено звукопроизношение и грамматический строй речи (им трудно согласовывать слова в предложении, подбирать синонимы, они испытывают трудности в выражении своих мыслей). Зачастую у таких детей нарушены психические процессы такие как внимание, мышление, память.
При работе с такими детьми основной уклон делается на то что бы научить ребенка последовательно, грамматически связно передавать свои мысли о различных событиях из окружающей жизни.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. – блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Мнемотаблицы (карточки, дорожки) облегчают запоминание материала, способствуют увеличению объёма памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Способствуют развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогают овладеть приёмами работы с текстом и сокращают время обучения.
Исследования показали, что объём зрительной памяти и возможности смыслового, логического запоминания у детей с ОНР, практически не отличается от нормы, но заметно снижена их слуховая память и продуктивность запоминания. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу.
В своей работе мы часто используем опорные схемы для составления описательных рассказов Волковой Ю.С., Полянской Т. Б.. , Ткаченко.
Мнемотаблицы для отработки и автоматизации звуков.
Мнемотаблицы для составления рассказов.
Гордеева Оксана Викторовна
воспитатель первой квалификационной категории
|