Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 5 "Аленка"

г. Назарово Красноярского края

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Пятница, 19.04.2024, 20:00
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Учитель-логопед » Учитель-логопед

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 2 - 3 ЛЕТ

   По результатам наблюдений, посещающих вторую группу раннего возраста,  можно условно разделить на несколько подгрупп, беря за основу классификации уровень речевого развития: 1. Дети, у которых речь отсутствует совсем или они произносят небольшое количество слов – 1-5.    2. Дети, которые говорят отдельными словами. 3. Дети, которые говорят фразами, но их речь невнятная и с грамматическими ошибками. 4. Дети с нормативно развивающейся речью: словарь достигает уровня 1000-1200 слов, кроме существительных ребенок употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. Ребенок свободно связывает несколько слов в целые предложения, согласовывая их в роде, числе и падеже. Ребенок может объяснить, что ему нужно, рассказать то, что он увидел, легко общается с незнакомыми людьми, со сверстниками.

    Исходя из этой условной «классификации», каждый родитель может определить, насколько хорошо развита речь его ребенка и  постараться понять, с чем связан недостаточный или, наоборот, достаточно хороший уровень развития речи. А дальше необходимо продолжить или начать создавать условия для развития речи ребенка, такие как:

- создание естественной речевой среды; 

- активизация речи ребенка; 

- проведение занятий с ребенком по развитию речи; 

- использование речевых игр; 

- чтение художественной литературы;

- правильная речь окружающих взрослых и др. 

   В период 2-3 лет идет бурное развитие речи детей и вместе с тем идет становление игровой деятельности. Дети очень любят играть. Поэтому игра является самым эффективным средством развития речи детей 2-3- летнего возраста. 

   Речевых игр очень много. Их можно найти в специальной литературе, в интернете, купить в магазине, можно придумать самим, но обязательно нужно учитывать необходимые направления развития речи ребенка.

1. Развитие слухового и зрительного восприятия:

- формирование внимания к неречевым звукам, умений узнавать и различать неречевые звуки – игры «Послушай, что это?», «Угадай, какой инструмент сейчас играл»;

- воспитание чувства ритма в упражнениях с музыкальными инструментами – «Сыграй как я»;

- формирование умения различать разные по размеру и цвету игрушки – «Кубики», «Пирамидка», «Сортеры», игрушки с вкладышами и др.

2. Развитие произносительных навыков: 

- формирование правильного речевого дыхания – «Буря в стакане», «Мыльные пузыри», дудочки, свистульки, специально изготовленные планшеты на поддувание, игра «Кто дольше?» (Правила: кто дольше протянет звук «а», «у» или любой другой гласный. Тянуть можно и некоторые согласные звуки);

- развитие речевого подражания -  игра «Повторяй за мной» (Читайте ребёнку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог. Прибежала детвора—ра-ра-ра, ра-ра-ра. Ногу выше, шаг смелей—лей-лей-лей, лей-лей-лей. Мы увидим листопад—пад-пад-пад, пад-пад-пад. Милый зайчик не скучай—чай-чай-чай, чай-чай-чай.), игра «Голоса животных» (покажите ребёнку картинки с животными, рассмотрите их внимательно. Расскажите малышу, где обитает то или иное животное, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребёнка с голосами и звуками животных. Показывайте ребёнку картинки и попросите назвать изображённых животных и вспомнить, кто какие звуки издаёт.), игра  «Угадай животное» (игра для дружной компании. Картинки с изображением животных переверните и, перемешав, сложите в кучку. Каждый участник по очереди достаёт картинку и озвучивает животное, которое там изображено, а остальные должны угадать, что это за животное.), игра «Повтори за мной» (Предложите ребёнку повторять за вами рифмованные строчки: Птичка прилетела, песенку мне спела. Девочка проснулась, сладко потянулась. Солнышко садится, Маша спать ложится.) 

 - развитие артикуляционного аппарата – артикуляционные упражнения, «Сказки веселого язычка», веселая артикуляционная гимнастика на кухне с применением продуктов, которые любит ребенок.

3. Формирование и совершенствование словаря детей – игра «Чудесный мешочек» (в мешочке различные мелкие предметы: машинка, матрешка, лягушонок, ёлочка, ложка, чашка и т.п. Ребенок опускает руку в мешочек, достает игрушку и громко и четко её называет.), игра «Проводи мишку» (возьмите в руки мягкую игрушку мишку и голосом игрушки скажите ребёнку, что очень хотите познакомиться с домом, в котором живёт ваша семья. Попросите ребёнка проводить мишку и показать ему всё самое интересное. Пойдите на кухню, пусть ребёнок проводит мишку туда. На кухне голосом игрушки спрашивайте, как называются те или иные предметы, указывая на них (например, холодильник, плита, стол и т. д.) Интересуйтесь, для чего они нужны.) 

4. Развитие импрессивной речи:

- формирование умения вслушиваться в речь, совершенствование навыка понимания речи – выполнение поручений, ответы на вопросы по сюжетным и предметным картинкам, по прочитанным сказкам со зрительной опорой, игра «Яблоко или тарелка?» (задавайте малышу вопросы, предупредив его, что вы можете ошибаться. Яблоко и груша—это овощи? Ложка и тарелка—это посуда? Ромашка и одуванчик—это деревья?) 

5. Формирование и совершенствование грамматического строя речи:

- формирование умения понимать и употреблять предлоги в простейших предложениях;

- обучение правильному построению 2-3 словных предложений; 

- формирование умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Примеры речевых игр:

«У меня зазвонил телефон».  Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону». По очереди изображайте звонок телефона. Поговорите с ребёнком от своего имени, задавая простые вопросы. Меняйтесь ролями. Разговаривайте от имени животных, игрушек. 

«Чем заняться?» Поговорите с ребенком о том, что можно делать в лесу (гулять, отдыхать, слушать птиц). Пусть он придумает, что можно делать с цветами (нюхать, поливать); что делает дворник (убирает, подметает). Каждый раз задавайте вопросы так, чтобы при ответе ребенок использовал разные времена, числа, лица. 

«Загадалки». Способствует развитию речи, воображения. Выберите ведущего. Он загадывает предмет и, не называя самого объекта, описывает его свойства, рассказывает, как он используется. Остальные игроки должны отгадать задуманный предмет. Например, высокий, стеклянный, из него можно пить сок или воду (стакан). Потом поменяйтесь ролями. 

«Больше слов». Способствует развитию речи, учит образовывать длинные слова. Попробуйте с ребенком одним словом назвать какой-нибудь признак или свойство предмета. Например, у зайчика длинные уши, значит, он — длинноухий, у папы глаза серые, значит, он — сероглазый. 

«Кто есть кто?» Способствует развитию речи, знакомит с основами формообразования имён существительных. Рассуждайте с ребенком о том, как называются животные-папы, животные-мамы и их детки. Например, если папа—слон, то мама—слониха, а их ребенок—слонёнок и т. д. 

«Скороговорки». Скороговорок существует великое множество. Выбирайте те, которые соответствуют знаниям ребенка, смысл слов в которых он в состоянии понять. Проговаривайте скороговорку сначала сами, а потом вместе с ребенком. Обязательно обыгрывайте её интонацией. Главное—не заставлять ребенка выговаривать, а сделать так, чтобы ему было интересно и хотелось произнести те же самые слова, что и вы. Для этого начните фразу скороговорки, а ребенок пусть закончит её. Постепенно, когда ребенок выучит слова, увеличивайте скорость произношения. 

Течёт речка, печёт печка. У ежа—ежата, у ужа—ужата. У редьки и репки корни крепки. У четырёх черепашек по четыре черепашонка. На дворе трава, на траве дрова. Щиплет девочкам мороз ножки, ручки, ушки, щёчки, нос. От топота копыт пыль по полю летит. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

«Подбери слово»

Подберите эпитеты к словам:

- снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий)

- человек (вежливый, умный, открытый, сердечный, сообразительный)

- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий)

- дождь (холодный, грибной, моросящий, сильный)

- луна (яркая, растущая)

- солнце (яркое, теплое, желтое).

Учитель-логопед Звонарева О.В.

Категория: Учитель-логопед | Добавил: Оксана (22.01.2019)
Просмотров: 318 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: