Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 5 "Аленка"

г. Назарово Красноярского края

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Суббота, 20.04.2024, 09:37
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Учитель-логопед » Учитель-логопед

Развитие фонематического слуха

Развитие фонематического слуха

    Фонематический слух - основа правильной           речи

 

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особен­ность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференци­ровать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений — научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение. Для развития фонематического слуха, предлагаются детям 4-5 лет игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

 

Игры для развития слухового внимания.

ЧТО ЗА МАШИНА?

Угадай, что за машина проехала по улице: лег­ковая, автобус или грузовик? В какую сторону?

УСЛЫШЬ ШЕПОТ

Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом да­вать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?

 

Игры для развития фонематического слуха.

1. Выдели слово.

Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

2. Какой звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

3. Подумай, не торопись.

Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)

- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.

- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т.д.

Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.

4. Шутки - минутки.

Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

Примеры:

                Хвост с узорами,

                сапоги со шторами.

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин том.

 

 

 

Учитель-логопед высшей квалификационной категории

Звонарева О.В.

Категория: Учитель-логопед | Добавил: Оксана (11.02.2013)
Просмотров: 988 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: