Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 5 "Аленка"

г. Назарово Красноярского края

Воскресенье, 12.07.2020, 09:50
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Учитель-логопед » Учитель-логопед

Обогащения словаря ребёнка дошкольного возраста в домашних условиях.

   Одно из направлений логопедического коррекционно-развивающего воздействия – обогащение словаря ребенка, объединяющее в себе как уточнение значений уже известных ребенку слов, так и усвоение новых. Большой вклад в этот вид деятельности могут внести родители, обогащая словарь ребенка в домашних развивающих занятиях.

   Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Следует помнить о том, что купив игру, не стоит сразу давать её ребёнку, так как он, не понимая правил, быстро потеряет к ней интерес. Вначале родители сами должны познакомиться с игрой, а потом объяснить её ребёнку. Первый раз на протяжении 10 – 15 минут необходимо поиграть вместе с ребёнком. В процессе игры (например, с разрезными картинками) целесообразно сначала рассмотреть целые картинки-образцы и спросить: «Что нарисовано на картинке?», «Как можно назвать их одним словом?», «Где растут фрукты (овощи)?», «Что можно сделать из фруктов?» После беседы объяснить: «Вот перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, ты сложи целую картинку. Вспомни, какого цвета слива, какие у неё листья, и подбери необходимые картинки». По такому же принципу дети собирают картинки из кубиков. Если они посвящены содержанию знакомых сказок, то сначала необходимо провести беседу или попросить рассказать содержание картинки.

   Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, на кухне во время приготовления еды можно проводить с ребёнком дидактические упражнения. Например, во время принятия пищи можно вспомнить и объяснить ребенку пословицы: «Кашу маслом не испортишь», «Дорога ложка к обеду». Загадать загадки про продукты питания:

«Белый камень в воде тает» (сахар).

«Без окон, без дверей полна горница людей» (огурец).

   Если ребёнок выполняет поручения без желания, отказывается, следует сказать: «Без труда ничего не сделаешь», «Поспешишь – людей насмешишь», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Что посеешь, то и пожнёшь», «Лентяю всё некогда».

   Выходные дни желательно проводить на природе, так как она открывает много возможностей для пополнения знаний и словаря. Во время прогулки можно загадывать загадки про явления природы:

«Сам не бежит, а стоять не велит» (мороз).

«Невидимка ходит в лесу, все деревья раздевает» (осень).

  Со старшими дошкольниками рекомендуется организовывать семейные вечера загадок, пословиц. Выигравший получает приз – книгу, конфету, игрушку.

  Родители должны следить за правильным употреблением слов, особенно близких по значению (шить, пришить, вышивать, зашивать), которые дети нередко путают, объяснять переносные значения («золотые руки», «каменное сердце»).

  В речи детей мало употребляемых слов-признаков. Словами «хорошая», «красивая» дети характеризуют всё, что им нравится. Взрослому необходимо их поправить: не «хорошая», а «интересная» книга, «высокое» дерево, а не «большое». На вопрос «какая лиса?» ребёнок должен ответить: рыжая, хитрая, пушистая и т.д.

   Разговор взрослых с ребёнком имеет особое значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.

   Взрослые в разговоре с ребёнком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не будет секретов от родителей.

   Дети, с которыми не общаются, молча играющие в куклы, машинки и другие игрушки, развиваются медленнее и становятся молчаливыми, замкнутыми.

  Темы для индивидуальных бесед могут быть очень разнообразными. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду, обувь и т.д. Тематика бесед для детей 5 – 6 лет значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки.

   Беседы должны проходить в непринуждённой форме. Ребёнок должен чувствовать, что взрослому интересно его слушать. Причём, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребёнок будет сам просить вас послушать про его дела.

  Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами.  В ней преобладают слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. До школы нужно научить ребенка описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое, придумывать сказки на заданную тему.

  Ребёнок старшего дошкольного возраста должен самостоятельно составлять загадки-описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребёнку отгадать, какой предмет задумали, а затем просите его сделать то же: «Он деревянный, стоит посредине комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое?» А теперь ты задумай любой предмет и всё про него расскажи, а я буду отгадывать.

   Как научить ребёнка связному, последовательному рассказу по картинкам? Если в семье нет сюжетных картинок, помогут иллюстрации из художественных книг с рассказами и сказками. Нужно сначала рассмотреть картинки. При просмотре спрашивать ребёнка о том, что он видит. После просмотра следует составить рассказ по картинке.

   Детям 6 – 7-летнего возраста необходимо предложить самостоятельно придумывать названия к иллюстрациям, а также составлять рассказы о том, что было до этого с героями, изображёнными на картинке, и что будет потом или рассказать от своего лица. Самый лёгкий вид такого творчества – составление рассказов по 3 – 4 опорным словам. Можно предложить составить рассказ, начатый родителем.

   Любимым жанром детей являются сказки, содержание которых они с большим удовольствием пересказывают, по-своему перестраивая начало и конец. Начало сказки могут придумать родители.

Советы родителям.

1. Чаще и больше разговаривайте с ребёнком. Используйте для беседы каждую свободную минуту.

2. Чаще обращайтесь к ребёнку с вопросами. Не забывайте дословно употреблять пословицы, загадывать загадки.

3. Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребёнком в свободное время.

4. Систематически проводите игры в слова «Кто больше знает слов», «Скажи, какой…?», «А если бы…», «Придумай слово».

5. Каждое непонятное слово обязательно разъясните ребёнку. Используйте словарь.

6. Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки, рассматривайте их с детьми.

7. Предложите ребёнку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи.

8. Стимулируйте ребёнка вспоминать отдельные строки отдельных стихотворений, рассказов…

9. Учите ребёнка составлять рассказы о природе, организовывайте в выходные дни поездки на природу. Это добрый стимул для составления рассказов и сказок.

Учитель-логопед Звонарева О. В.

Категория: Учитель-логопед | Добавил: Оксана (15.11.2018)
Просмотров: 134 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: