Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » Учитель-дефектолог |
Поговорим о
времени… Как
научить ребенка, будущего первоклассника, ориентироваться во времени? Время
нельзя взять в руки, попробовать, послушать… А ведь неправильное восприятие
времени, неумение ориентироваться в нем, целесообразно распределять его на
различные дела, определять продолжительность действий может негативно сказаться
на всем этапе обучения ребенка в
школьный период. Работая с детьми подготовительной к школе
группы, могу сказать, что не все дети довольно точно определяют времена года,
называют месяцы года или сезона, знают дни недели и ориентируются в них, а уж
тем более определяют время по часам. Чему же необходимо научить ребенка 5-7 лет? Будущего
первоклассника необходимо научить: - воспринимать
временные интервалы: сутки, части суток (утро, день, вечер, ночь); - называть их
основные признаки и последовательность; - определять
временные признаки словом: после, до,
потом, раньше, рано, поздно, позже и др.; - правильно
использовать в речи временные понятия (медленно - быстро, рано - поздно, утром – днем - вечером,
давно - недавно, часто - редко, вчера – сегодня - завтра; 9 часов утра и 9
часов вечера и т.д.); - определять протяженность
основных режимных моментов: время на завтрак, прогулку, игры, обед, ужин,
гигиенические процедуры, сон. О чем
побеседовать с ребенком? О временах года. Покажите ребенку картинки с разными временами
года и расскажите, чем отличаются зима и лето, осень и весна. Поиграйте в игру
«Найди лишнюю картинку». Предложите
ребенку набор из 4-5 картинок, отражающих принадлежность к какому-либо времени
года, но одна из них другого содержания и попросите определить, какая лишняя и
почему. Варианты подбора картинок: - снежинка,
рукавичка, елочная игрушка, ягода; - ветка вербы,
ручеек, подснежник, валенки; - солнышко,
ромашка, ягода, снежинка; - гриб, красный
лист дерева, дождевые капли, купальник. О месяцах. Расскажите ребенку о том, как называются
зимние, весенние, летние и осенние месяцы, какие изменения происходят в природе
от месяца к месяцу. Месяцы желательно выучить по сезонам: Весна: март,
апрель, май; Лето: июнь,
июль, август; Осень: сентябрь,
октябрь, ноябрь; Зима: декабрь,
январь, февраль. Поиграйте в игру
«Времена года». Например, «В какое время года и в каком месяце бегут ручейки?»,
«В какое время года и в каком месяце появляется травка?». О днях недели. Дни недели необходимо выучить. Чтобы ребенку
легче было запомнить последовательность дней недели, можно сделать разноцветные
карточки с цифрами: пн.- красная 1, вт. - оранжевая 2, ср. – желтая 3 и т.д. Затем
Вы задаете ребенку различные вопросы, например, «Какой день недели сегодня? А какой
был вчера? Что раньше вторник или среда?» О частях суток. Объясните
ребенку, что - сутки, которые
прошли, называют «вчера»; - день, который
будет, - « завтра»; - день, который
идет сейчас, называется «сегодня». Поиграйте с ребенком в игру «Путаница». Вы
произносите предложение с ошибкой, а ребенок исправляет, например, «Утром
мальчик ужинал. Ночью девочка идет в школу». О часах и
минутах, об определение времени. Это, пожалуй, самое трудное – научить
ориентироваться по часам. Познакомьте ребенка сначала в видами часов:
настенные, песочные и т.д. Затем постепенно начинайте знакомить с циферблатом: что
означают цифры, что означает движение маленькой стрелки, что означает движение
большой стрелки. После знакомства с циферблатом потренируйте ребенка вопросами:
Сколько времени показывают часы сейчас? Поиграйте в игру
«Когда это бывает?» Предложите
ребенку послушать предложение и назвать часть суток. Например: «В это время все возвращаются домой. Солнце прячется за горизонт. Когда это бывает?» и т.д. О режиме дня. Составьте вместе с ребенком режим дня,
объясните его пользу для здоровья. Если ребенок еще не умеет читать, да и для
большей наглядности, лучше нарисовать (можно купить готовые картинки) и
наклеить картинки с изображением различных действий. В продаже имеется немало игр и книг,
помогающих сформировать представления о времени. Если Вы будете терпеливо и систематически
беседовать с вашим ребенком о времени, то ему легче будет адаптироваться не
только в школьный период, но и в дальнейшей жизни.
учитель-дефектолог первой квалификационной категории Исмагилова С.С. | |
Просмотров: 650 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |