Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 5 "Аленка"

г. Назарово Красноярского края

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Пятница, 29.03.2024, 18:54
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » Учитель-дефектолог

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК «НЕ ТАКОЙ, КАК ВСЕ»?

Что делать, если Ваш ребенок «не такой, как все»?

       В этой статье я вновь обращаюсь к родителям, имеющим «особенного» ребенка. В предыдущей статье мы говорили о том, что Вам  необходимо как можно скорее принять своего ребенка таким, какой он есть, не думать о том, как и почему это случилось, а думать о том, как с этим дальше жить.
   Ведь принять ситуацию - это не значит бездействовать, напротив, это означает действовать, исходя из тех условий, в которых Вы оказались, искать оптимальное взвешенное решение. Вам необходимо осознать истинное состояние здоровья ребёнка, принять и осуществить рекомендованные врачом, психологом, дефектологом, логопедом меры по дальнейшему воспитанию и обучению Вашего ребёнка.  Ведь ему необходимо то же самое, что и здоровому, и Вы в состоянии дать ему то, в чём он нуждается больше всего - Вашу осмысленную заботу и любовь.      

Что Вы должны сделать:

    Постоянно развивать активность и самостоятельность ребёнка: Вы обязаны помочь ребёнку, но именно помочь, а не сделать за него. Самое сложное -  наблюдать неудачные попытки ребенка, его усталость, порой отчаяние. Выдержать это напряжение, это состояние сознательной беспомощности - Ваша задача и великий подвиг родительской любви. Надо осознать, что Ваша вера в возможности и силы ребёнка, придают ему мужество. Проводить систематические, последовательные занятия каждый день: любое развитие и психическое, и физическое, и умственное  происходит последовательно, оно не терпит скачков и перерывов. Поэтому каждую ступеньку своего восхождения ребёнок должен пройти сам. Только тогда он действительно научиться управлять собой. Наша с Вами задача – развить и поддержать эту активность, последовательно ставить перед ребёнком всё более сложные цели. Каждая уступка лени - это предательство своего ребёнка.                                                         Проявить сознательную беспомощность: если Вы поймали себя на мысли, что не можете больше смотреть на неудачные попытки ребёнка и готовы что - то сделать за него - Вы жалеете не его, а себя! Если Вы сделали что - то за ребёнка - Вы отняли  у него шанс научиться чему- то новому.

      Сейчас поговорим о том, как можно обучить детей с нарушениями в развитии игре.

    Как правило, дети с недостатками развития не умеют играть. У них не возникает замысла игровой деятельности, в лучшем случае они переставляют игрушки с места на место, бессмысленно манипулируя ими. Проявить живой интерес к чему-либо, воссоздать несложную жизненную ситуацию они не могут. Ваша задача – научить  ребенка играть. Игра важна не только потому, что ребенок интересно проводит свободное время. В процессе игровой деятельности происходит коррекция психических функций ребенка (внимания, памяти, мышления и т.д.), развивается его эмоционально-волевая сфера. Какими бы ни были размеры вашей квартиры, обязательно отведите ребенку специальный уголок, где на коврике можно расставить игрушечные мебель, разложить посуду, предметы быта, одежду и т. д. Чтобы привлечь внимание малыша, подберите яркие, красочные предметы. Играя вместе с ним, вы заметите, что у него возникает желание высказаться, проявить чувства. Поддержите его желания и инициативу. Например, медвежонок вывалился из машины – его надо пожалеть, приласкать; лошадка долго скакала – ее необходимо напоить водой, накормить. В течение дня как можно больше времени играйте с ребенком, периодически меняйте игрушки, чтобы поддерживать к ним интерес.        Приучайте ребенка бережно относиться к игрушкам, содержать их в порядке, убирать на место. Когда он еще слишком мал, убирайте игрушки сами, а малыш пусть их подает. Со временем ребенок все будет делать сам, но под вашим контролем и руководством. И наконец, когда вы научите его всему необходимому, он справится с заданием самостоятельно. Если ребенок знаком с хозяйственно-бытовым трудом членов семьи, его заинтересует игра «Кому что нужно?». Предложите подобрать картинки с изображением тех предметов, которые потребуются матери для приготовления обеда (продукты, посуда), отцу в работе по дому (молоток, гвозди), бабушке при вязании (спицы, клубочек шерсти) и т.д.                                                       В игровой форме вам будет проще познакомить ребенка с цветом, формой, величиной предметов, привить навыки пространственной ориентировки. Если вы знакомите малыша с цветом предметов, то попросите его сначала разложить предметы на две группы и объясните значения слов «цвет», «такой же», «разные». Материалом послужат цветные палочки или карандаши: красный – синий, желтый – зеленый, синий – белый  и т.д. У ребенка может вызвать интерес раскладывание палочек двух цветов в разные стороны. Сначала покажите малышу, как это делается, не забывая одновременно спрашивать, куда положить предмет того или иного цвета. Например, вы показываете ребенку желтую палочку и спрашиваете его: «Где лежит палочка такого же цвета? Куда ее положить?» Ребенок отвечает или чаще всего указывает жестом. Вы кладете желтую палочку рядом с желтыми и поясняете, что они одинаковые. Так раскладываются несколько пар палочек. Далее ребенок, по возможности самостоятельно, показывает, куда надо положить палочки. Помните, что занятия по ознакомлению с цветом следует проводить при естественном освещении. Пособия размещайте на белом фоне. Если вы используете карандаши, то лучше, чтобы они были незаточенными.     Как правило, дети с недостатками развития неуклюжи, поэтому в режиме дня отведите определенное время подвижным играм. Приучайте ребенка лазать, бегать, ходить по выложенным на полу из веревок квадрату, кругу, различным линиям. Такие занятия помогут координации движений, восстановят нормальную походку. Научите малыша бросать мяч, доставать различные вещи, находящиеся в труднодоступных местах (встать на стул и достать со шкафа куклу). Постепенно, по мере развития ребенка, игры усложняйте, увеличивая расстояния пробега, число играющих.                                                       Ребенок с ограниченными возможностями, как и любой другой, нуждается в контактах со сверстниками. Если в семье есть еще дети, это, как правило, благоприятно отражается на малыше, он легче будет общаться с окружающими. Если у него братьев и сестер нет, то он нередко лишается детского общества. В этом случае познакомьте сына или дочь со здоровым ребенком младшего возраста и постарайтесь организовать их совместную игру. Старайтесь вовлечь его в игру с другими детьми.           Гуляя по улице, обращайте внимание ребенка на ее проезжую часть, тротуар. Ребенок  должен уметь определять по внешним признакам назначение здания (жилой дом, школа, аптека, больница и т.д.), читать, по возможности, название улиц, называть номера домов и т.д.

       Уважаемые родители, Ваша задача - сделать все возможное для полноценной творческой жизни ребёнка. Ведь умение общаться с людьми, разнообразные знания помогут компенсировать, по возможности, все недостатки в развитии ребёнка, дадут ему возможность чувствовать себя на равных среди сверстников. Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.

С уважением учитель-дефектолог первой квалификационной категории Исмагилова С.С.

Категория: Учитель-дефектолог | Добавил: Оксана (21.12.2015)
Просмотров: 487 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: