Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 5 "Аленка"

г. Назарово Красноярского края

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Пятница, 29.03.2024, 15:05
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Учитель-дефектолог » Учитель-дефектолог

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК«НЕ ТАКОЙ, КАК ВСЕ»?

     Как свыкнуться с мыслью, что Ваш ребенок «не такой, как все»?     Действительно, появление в семье ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом. И проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи.  Ведь дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. Им нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность. Поэтому на родителей ложатся большие нагрузки по уходу за больным ребёнком и ответственностью за его жизнь. Родители таких детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды за то, что родился такой ребенок, находятся в хроническом стрессовом состоянии, нередко впадают в отчаяние.    Конечно, трудно свыкнуться с мыслью, что именно твой ребенок "не такой, как все". Все это ложится тяжким бременем на родителей и, в первую очередь, на мать, чувствующую себя виноватой за рождение такого ребенка.     
     Ученые констатируют, что принятие ситуации появления в семье ребенка с особенностями развития имеет свои этапы, которые переходят один в другой. И выделяют следующие этапы, характерные для любого психологического стресса: 
1этап:  Шок – это непонимание ситуации. Родители не верят, что это происходит с ними. Затем начинается понимание произошедшего, за этим следует паника и чувство собственной неполноценности. По времени первый этап протекает у каждого человека по-разному, занимая время от нескольких дней до нескольких недель.
2 этап. Включение защитных механизмов, отрицание - один из самых проблемных этапов. На ранней стадии отрицание несет защитную функцию, играет полезную роль, смягчает удар. Родители надеются, что ребенок полностью выздоровеет. Они не в силах объективно оценить ситуацию. Рекомендации специалистов не принимаются. Чаще всего родители переводят ребенка от одного врача и педагога к другому, стремясь убедить себя, что специалисты некомпетентны. Чем дольше длится этот промежуток, тем тяжелее будут последствия.
3этап. Агрессия или пассивность – на этой стадии появляется злость («Почему это случилось со мной?»), которая может быть направлена или на себя или на близких людей, или на специалистов как на источник негативной для родителей информации. Другой вариант прохождения этой стадии – это пассивность или полное отсутствие мотивации. Это частичное осознание «дефекта ребенка", сопровождаемое чувством "хронической печали". Это депрессивное состояние, являющееся результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений.
4этап. Признание проблемы – на этой стадии происходит переживание горя. Это ощущение пустоты и бессмысленности, отчаяние, чувство заброшенности, одиночества, злость, вина, страх, тревога и беспомощность.
5этап. Принятие и возрождение – ситуация, вызвавшая горе, теперь воспринимается как часть жизни – она имеет свое начало, развитие и завершение. Возвращается ощущение внутренней опоры, родители начинают задумываться о будущем. На этом этапе происходит приспособление родителей к проблеме и принятие больного ребенка. 
       В книге «Обычные семьи, особые дети» говорится, что принятие считается достигнутым, когда родители демонстрируют все или некоторые из следующих характеристик:
- Они способны относительно спокойно говорить о проблемах своего ребенка.
- Они способны сохранять равновесие между проявлением любви к ребенку и поощрением его самостоятельности.
- Они способны в сотрудничестве со специалистами составлять краткосрочные и долгосрочные планы.
- У них имеются личные интересы, не связанные с ребенком.
- Они способны что-либо запрещать ребенку и при необходимости наказывать его, не испытывая чувство вины.
- Они не проявляют по отношению к ребенку ни гиперопеки, ни чрезмерной и ненужной строгости.
      Уважаемые родители, несомненно, время боли необходимо пережить, время печали должно быть излито. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно и более конструктивно подойти к решению своей проблемы. Постарайтесь как можно быстрее принять ситуацию как данность, смиритесь с нею, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Поэтому если вы не хотите, чтобы ваш ребенок рос нервным, издерганным, мрачным, постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее. 
     И помните - нет детей с ограниченными возможностями, а есть дети с повышенными потребностями! Просто Ваш малыш – это заколдованный принц, живущий в своем удивительном мире! И этот мир просто другой!

 

С уважением учитель – дефектолог Исмагилова С.С.

 

Категория: Учитель-дефектолог | Добавил: Оксана (18.11.2015)
Просмотров: 447 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: